|
|||||
|
|||||
ТПП РФ о рисках участников ВЭД в условиях пандемии |
ТПП РФ о рисках участников ВЭД в условиях пандемии
В условиях действующих по всему миру ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, с наибольшими проблемами могут сталкиваться импортеры и экспортеры продукции. Несмотря на разрабатываемые меры поддержки бизнеса, от исполнения поставщиками товаров их обязательств никто освобождал. Если участник внешнеэкономической деятельности не сможет вовремя и/или в полном объеме выполнить контракт, то иностранный контрагент может воспользоваться условиями выхода из контракта и взыскать с компании пени, штрафы, размер убытков и упущенную выгоду в зависимости от права, которым регулируется договор. А подобная ситуация уже влечет за собой риски, связанные с неисполнением требований валютного законодательства России. Как отмечают эксперты Комитета, главным риском для импортеров могут быть срывы сроков поставок, когда, к примеру, китайский или итальянский поставщик, в связи с карантином не может поставить товар в срок, а клиент уже оплатил данную поставку авансом. В случае невозврата аванса, российский импортер попадает под штраф в соответствии валютным законодательством. У экспортеров в свою очередь присутствует риск неполучения экспортной выручки, что также приводит к штрафам. Так, иностранные покупатели, ссылаясь на форс-мажор в виде пандемии, не оплачивают приобретенный товар в срок. Не менее актуальный риск - это задержка товара на таможне с учетом увеличения сроков таможенного контроля. Это наиболее ощутимо для производителей скоропортящегося товара. Минфин России принял ряд мер, направленных на некоторое послабление в части валютного контроля. В частности, на сайте Министерства размещено письмо, в котором содержится информация для участников ВЭД о необходимых действиях резидентов в случае неисполнения иностранными контрагентами сроков поставки или оплаты товаров по внешнеторговым договорам, заключенными между резидентами и нерезидентами, либо в случае невозвращения нерезидентами ранее уплаченных им резидентами авансовых платежей. Вместе с тем, по мнению экспертов Комитета, этих мер недостаточно, поскольку участникам ВЭД очень сложно вовремя принять необходимые меры из-за введенных ограничений по самоизоляции и карантину. В условиях глобальной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19, многие страны вводят экспортные ограничения, границы перекрывают, а цены на продукты и услуги растут. Из-за сложившейся ситуации в мире экономику ждет существенное снижение спроса, что скажется на всех сферах. Вводится множество ограничений на поставку продовольственной продукции, выставляются дополнительные условия на импорт и экспорт товаров медицинского назначения. В связи с закрытием приграничных пропускных пунктов и частичным ограничением для коммерческого транспорта страдает и сфера грузоперевозок. Грузы идут намного дольше из-за перекрытия границ, перецепки на постах, дополнительной обработки транспортных средств и других факторов. Для участника внешнеэкономической деятельности все это чревато срывом сроков поставки и штрафными санкциями из-за несоблюдения условий контракта. В этой связи эксперты Комитета предлагают ввести механизм временного неприменения (сроком на 6 месяцев) штрафных санкций за невозврат в установленные сроки валютной выручки для компаний, не привлекавшихся ранее к ответственности за нарушения валютного законодательства. Также важно, по мнению экспертов Комитета, предоставить экспортерам несырьевых товаров компенсации затрат (по заявке) на хранение произведенной продукции, предназначенной для экспорта, с целью поддержки производства и использования мощностей в период временного приостановления экспорта. Для экспортеров сельхозпродукции важной мерой поддержки должно стать упрощение регистрации экспортных продуктов в системе Россельхознадзора «ЦЕРБЕР», а также выдачи разрешений на экспорт для предприятий, ранее проходивших проверки по аналогичным продуктам (к примеру, в 2019 году). Также необходимо расширить и упростить механизм предоставления гарантийной поддержки и субсидирование затрат организаций, осуществляющих или планирующих осуществлять несырьевой экспорт, по линии Российского экспортного центра. |
ТПП РФ |
|
|||||
|