|
|||||
|
|||||
Иностранные лекарства вытесняются российскими аналогами. |
Импорт сокращает дозировку
Иностранные лекарства вытесняются российскими аналогами. Появление на российском рынке аналогов иностранных лекарств привело к сокращению импорта в 2018 году. Так, объем ввезенных препаратов в деньгах увеличился лишь на 1,1%, а в упаковках — сократился на 7,7%. Среди причин эксперты называют снижение платежеспособности населения и рост выпуска дженериков, которые вытесняют оригинальные препараты. По тем же причинам иностранцы отказываются и от планов по локализации производства лекарств в стране. По итогам 2018 года импорт готовых лекарств в РФ составил 531 млрд руб., подсчитали в RNC Pharma. Это всего на 1,1% больше, чем годом ранее, когда объем ввезенных в Россию лекарств составлял 525,5 млрд руб., причем в 2017 году, согласно прошлогодним данным RNC Pharma, положительная динамика импорта готовых препаратов достигала 8,6%. В натуральном выражении объем поставок составил 1,87 млрд упаковок, на 7,7% меньше, чем в 2017 году. На 5% сократился объем импорта нерасфасованных лекарств (in-bulk), который составил 4 млрд минимальных единиц дозирования. В денежном выражении динамика импорта in-bulk оказалась положительной: в 2018 году в страну было ввезено продукции на 10,3% больше, чем годом ранее. Но, по мнению директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, это связано лишь с внутренними финансовыми процессами компаний, а не с изменениями в отношении ценовой политики в России. Максимальный объем импорта, по данным RNC Pharma, в 2018 году показала швейцарская Novartis. Компания ввезла продукцию на 41,6 млрд руб. (с учетом стоимости таможенной очистки и НДС). Наибольшая положительная динамика объема поставляемых в Россию лекарств у французской Sanofi, которая импортировала на 10% больше, чем в 2017 году. Как следует из отчета RNC Pharma, это произошло в том числе за счет роста поставок препарата для лечения сердечно-сосудистых заболеваний «Клексан», а также лекарства для терапии у пациентов с мукополисахаридозом первого типа «Альдуразим». Отгрузки этих препаратов выросли в 2,3 и 3,2 раза соответственно. Препарат «Альдуразим» (ларонидаза) в конце 2018 года вошел в программу «Семь высокозатратных нозологий», один тендер на его поставку на 625 млн руб. Минздрав уже объявил. Среди компаний, которые, наоборот, существенно сократили поставки препаратов в Россию, в RNC Pharma выделили израильскую Teva, снизившую объем импорта в денежном выражении на 10%. По данным аналитиков, это произошло за счет сокращения на 49% поставок лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний «Валз», и на 42% — противовирусного препарата «Изопринозин». В сегменте нерасфасованных лекарств наибольший объем импорта в натуральном выражении показала Sanofi, которая ввезла в Россию продукцию in-bulk на 12 млрд руб. Максимальный объем поставок этой компании пришелся на препарат для лечения сахарного диабета «Туджео-Солостар», а также на вакцину «Пентаксим», которую закупает Минздрав РФ в рамках Национального календаря профилактических прививок. По мнению Николая Беспалова, основной причиной сокращения импорта лекарств является снижение платежеспособного спроса населения — в 2018 году реальные доходы населения сократились. Кроме этого, на российском рынке появляется большое количество дженериков, которые вытесняют оригинальные препараты, отмечает господин Н. Беспалов. По его словам, в том числе из-за появления аналогов ряд иностранных компаний отказался от локализации отдельных наименований своих препаратов в России. Среди них, по его словам, Novartis, Johnson & Johnson, Teva и другие. Израильская Teva анонсировала локализацию в России производства препарата для лечения рассеянного склероза «Копаксон» (глатирамера ацетат) в 2016 году на мощностях «Нанолек». Этот препарат является наиболее значимым в портфеле компании: в 2017 году его продажи на глобальном рынке составили $3,8 млрд. В декабре 2018 года российская компания «Биокад», зарегистрировавшая аналог глатирамера ацетата, оспорила пролонгированный патент Teva на «Копаксон» в дозировке 40 мг, получив возможность реализации своего дженерика. |
КоммерсантЪ |
|
|||||
|