|
|||||
|
|||||
Пропуск по пунктам |
Пропуск по пунктам
Оформить декларацию на грузы можно за полчаса. До 2024 года будут модернизированы 24 пункта пропуска на государственной границе, ориентированных на экспорт. Это поможет быстрее оформлять грузы в первую очередь малым предприятиям-экспортерам. Они уже сегодня могут оформить декларацию за 30 минут, но и это время можно сократить вдвое, уверен первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. Об этом он рассказал в интервью «Российской газете». - Руслан Валентинович, нацпроект «Международная кооперация и экспорт» подразумевает выход на внешние рынки малого бизнеса, который априори боится любых столкновений с государственной машиной. Что сегодня делает таможня для того, чтобы упростить ему жизнь? Руслан Давыдов: За последнее время сделано очень много. Мы, к примеру, достигли показателей, когда экспортная декларация безрисковой поставки выпускается в среднем за 30-35 минут. А в отношении таких флагманов нашего экспорта (ММК, НЛМК, «Северсталь» и т.д.) время выпуска экспортной декларации втрое меньше - всего 12 минут. Это достигается за счет того, что вся работа уже сегодня ведется в электронном формате. Доля автоматической регистрации экспортных деклараций превышает 70 процентов, доля автовыпуска экспортных грузов для компаний из «зеленого сектора» достигла 30 процентов. С 32 федеральными органами исполнительной власти мы теперь «общаемся» тоже только удаленно, через систему межведомственного электронного взаимодействия. Я считаю, что уже этим мы оказываем серьезную помощь и поддержку российскому экспорту. - Помогает ли таможня российским интернет-магазинам выходить на рынки других стран? Руслан Давыдов: Недавно с «Почтой России» мы реализовали один показательный проект. Теперь компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, могут в качестве экспортной декларации использовать почтовую накладную CN-23. Услуга оказалась востребованной, особенно заметно это было после чемпионата мира по футболу. С помощью этой упрощенной процедуры были отправлены за границу почти полмиллиона «паспортов болельщика». Наша следующая цель - расширить число компаний, которые могли бы этим новшеством воспользоваться. Например, нам бы хотелось распространить процедуру и на плательщиков НДС. Как раз над этим мы и будем в ближайшее время работать. Но не все проблемы можно решить только усилиями таможни. - Еще встречаются случаи, когда фурам с товаром приходится подолгу стоять на границе. Почти всегда это означает, что бизнес несет потери. Как вы с этим боретесь? Руслан Давыдов: Речь идет лишь о единичных случаях, а по ним выстраивать тенденцию, наверное, не стоит. К тому же таможенная служба сегодня не является администратором пунктов пропуска. В свое время деньги на их модернизацию были выделены Росгранице, но они были, мягко скажем, использованы не по-хозяйски. Теперь всю эту работу надо начинать сначала. За положительными примерами далеко ходить не надо: взять хотя бы порт «Роттердам» в Нидерландах. В развитие его инфраструктуры в течение пяти лет было направлено 39 миллиардов евро. Теперь там работают сплошь роботы под руководством двух сотрудников порта. Один его участок обрабатывает больше, чем порт Санкт-Петербурга целиком. Для России основная проблема - это автомобильные пункты пропуска. У нас их 172 из-за большой протяженности госграницы. Естественно, чтобы привести в порядок их все, нужны огромные деньги. Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» предусматривает, что к 2024 году будут модернизированы 24 экспортно ориентированных пункта пропуска. Мы неоднократно высказывали свои предложения о том, какие пункты пропуска нужно реконструировать в первую очередь. - Какие же? Руслан Давыдов: Те, которые расположены вдоль главных транспортных коридоров: пояса Шелкового пути, коридора Север - Юг, на Дальнем Востоке. Там, кстати, у нас есть два пункта пропуска на границе с Китаем - «Пограничный» и «Краскино». С китайской стороны они отлично обустроены, а с нашей - не до конца. Пункты пропуска «Забайкальск» и «Кяхта» в Бурятии тоже требуют внимания к себе. На юге страны нужно модернизировать «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном, и «Верхний Ларс» на границе с Грузией. На последнем, к слову, поток грузовых машин в пять-шесть раз превышает проектную мощность. - И что это значит? Руслан Давыдов: Это все равно, что машину, которая по характеристикам не может ехать быстрее 40 километров в час, пытаться разогнать до 200. Мы добились увеличения пропускной способности этого пункта пропуска технологически, благодаря договоренностям с пограничной службой. Но так быть не должно. Нужно вкладывать деньги и в модернизацию объектов на российско-латвийской границе. Например, основной товаропоток в московском направлении из стран Балтии приходится на пункт пропуска «Бурачки». Автодорога, которая связывает его с сопредельным латвийским пунктом, как «узкое горлышко»: она позволяет пропустить лишь по одной машине в каждом направлении. Примерно то же самое происходит на финской границе. Финны, кстати, второй раз за семь лет совместно с Евросоюзом проводят инвестпрограмму по реконструкции своих «ворот» на границе с Россией. Очевидно, что нам надо догонять. Недавно прошли переговоры Минтранса России с руководством финской таможни по этому вопросу. Мы готовы подключиться к этой работе и помочь сформулировать технические требования к инфраструктуре, «технологической начинке» пунктов пропуска, подключиться к координации действий с нашими зарубежными партнерами. |
Российская газета |
|
|||||
|