|
|||||
|
|||||
Валютный контроль в России предлагают отменить |
Валютный контроль в России предлагают отменить
Как считают в Центре стратегических разработок А. Кудрина, валютный контроль слишком обременителен, ответственность за него жесткая, а отказ от регулирования повысит экономическую активность. Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предлагает отменить валютный контроль в России. Либерализация валютного регулирования в России 1990–2000-х годов была «частичной», все еще сохраняются «существенные ограничения, связанные с требованиями законодательства к порядку совершения валютных операций», констатирует Центр стратегических разработок (ЦСР) в своем новом докладе о реформе валютного контроля (есть у РБК). «Запретительный характер» регулирования мешает трансграничной деятельности российского бизнеса, а сами механизмы контроля «не позволяют достигать макроэкономических целей по устойчивости» рубля, приходят к выводу в ЦСР, который разрабатывал экономическую программу для президента Владимира Путина. Валютный контроль в стране нужно попросту отменить, считают эксперты. ЦСР называет восемь ключевых проблем валютного регулирования в России. Во-первых, существование понятия «валютный резидент», которого нет в странах ОЭСР. Резидентами являются все юрлица, созданные по отечественному законодательству, а с этого года ими считаются и все российские граждане (до этого россияне, находящиеся за рубежом непрерывно больше года, становились нерезидентами). Вторая проблема — запрет зачислять на зарубежные счета средства от продажи движимого и недвижимого имущества и ценных бумаг. Это «неоправданное обременение для добросовестных участников экономической деятельности», которое, в частности, мешало амнистии капиталов 2015–2016 годов, считают в ЦСР. Среди других сложностей Центр Кудрина выделяет требования о предоставлении валютными резидентами отчетности по зарубежным счетам (в противном случае операции, проведенные по таким счетам, признаются незаконными, из-за чего резидентам грозит штраф в размере 75–100% от их суммы), а также требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам. Последние не позволяют прекращать обязательства по трансграничным контрактам с нерезидентами через взаимозачеты и прощение долга и негативно влияют на электронную торговлю, для которой быстрые межстрановые платежи имеют «ключевое значение», пишут авторы доклада. Среди других сложностей Центр Кудрина выделяет требования о предоставлении валютными резидентами отчетности по зарубежным счетам (в противном случае операции, проведенные по таким счетам, признаются незаконными, из-за чего резидентам грозит штраф в размере 75–100% от их суммы), а также требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам. Последние не позволяют прекращать обязательства по трансграничным контрактам с нерезидентами через взаимозачеты и прощение долга и негативно влияют на электронную торговлю, для которой быстрые межстрановые платежи имеют «ключевое значение», пишут авторы доклада. Пятая проблема — запрет валютных операций между резидентами (как в России, так и за ее пределами). Причем на практике контролировать проведение таких операций зачастую невозможно. Шестая — слишком жесткая ответственность за нарушения валютного законодательства (слишком большие штрафы, а также потенциальное уголовное наказание практи¬чески за любое нарушение требований валютного законодательства из-за широких формулировок в УК). Наконец, указывает ЦСР, система администрирования валютного контроля слишком сложна. Существуют органы регулирования (налоговая, ЦБ, ВЭБ, таможня) и агенты регулирования (ЦБ, правительство и уполномоченные банки): первые могут предписать устранить нарушения или применить меры в соответствии с законом, вторые же лишь проводят проверки. Последняя проблема, по мнению ЦСР, в том, что валютные ограничения создают барьеры для развития Евразийского экономического союза. Либерализацию валютного регулирования нужно провести в два этапа, считают в ЦСР. Первая часть реформы, которую следует реализовать уже к концу 2018 года, должна отменить требования по репатриации и установить открытый режим использования иностранных счетов. Затем Минфин и ЦБ, как считают в ЦСР, должны подготовиться к отмене запрета на валютные операции между резидентами и одновременно (в логике тренда на дедолларизацию экономики) к введению в Гражданском кодексе запрета на использование иностранной валюты как платежного средства на территории страны. Кроме того, нормы отчетности по зарубежным счетам нужно перенести в Налоговый кодекс (сейчас регулируются федеральным законом), полагают авторы реформы. Второй этап реформы рассчитан на 2019–2020 годы. ЦСР предлагает отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР. Сейчас Россия договорилась об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 73 государствами, однако требования по использованию финансовыми институтами стандарта ОЭСР пока не установлены, отмечают авторы. Большинство других стран такие нормы уже приняли. |
РБК |
|
|||||
|