Распробовали каравай. Лидером по закупкам российского зерна вновь стала Турция
Россия резко увеличила поставки зерновых на экспорт - более чем на треть по сравнению с прошлым годом. В частности, растет зарубежный спрос на пшеницу и ячмень. Но эксперты опасаются, что рекордный урожай может обернуться проблемами для отрасли.
Россия резко увеличила поставки зерновых на экспорт - более чем на треть по сравнению с прошлым годом. В частности, растет зарубежный спрос на пшеницу и ячмень. Но эксперты опасаются, что рекордный урожай может обернуться проблемами для отрасли.
Из России в текущем сельскохозяйственном году уже экспортировано 25,5 миллиона тонн зерна и продуктов его переработки против 19,6 миллиона тонн в 2016 году, сообщило ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки». При этом количество стран-импортеров российской продукции увеличилось со 118 до 125.
По данным центра, наибольшим спросом за рубежом сейчас пользуется российская пшеница, экспорт которой вырос на 33 процента - до 18 миллионов тонн. Кроме того, на 84 процента вырос экспорт ячменя - свыше трех миллионов тонн. При этом из стран, которые предпочитают покупать наше зерно, лидерство вернула Турция, увеличив закупки более чем на треть - до 3,7 миллиона тонн. На втором месте оказался Египет - 3,3 миллиона тонн, на третьем - Бангладеш - 1,4 миллиона тонн.
Очередной рекордный урожай не мог не отразиться на ценах внутри страны. Как отмечают в Российском зерновом союзе (РЗС), почти все зерновые агрокультуры подешевели, причем довольно значительно. Например, пшеница третьего класса в ноябре этого года в среднем стоила ниже восьми тысяч рублей за тонну, тогда как годом ранее ее цена превышала 10 тысяч рублей за тонну. Примерно на две тысячи рублей за тонну снизились цены и на пшеницу четвертого класса - с 9,5 тысячи до 6,5-6,7 тысячи рублей за тонну.
«Для того чтобы сбалансировать рынок, нам необходимо экспортировать примерно 55-60 миллионов тонн зерновых, - считает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Зайцев. - Однако это пока сделать сложно. В итоге мы можем отправить около 46 миллионов тонн». С одной стороны, такой объем оказывается ниже желаемого, с другой - позволит сохранить запасы. Нужно помнить, что конъюнктура зернового рынка нестабильна, учитывая, что никто с достоверностью не сможет спрогнозировать, какой урожай будет весной-летом будущего года. При этом информация о неурожае в одной из стран-производителей может взвинтить цены - так что нынешние запасы могут оказаться востребованными через несколько месяцев.
|