|
|||||
|
|||||
Молоко бежит за границу |
Молоко бежит за границу
В 2016 году российские производители отправили за границу 744 тыс. тонн молочных продуктов, что стало самым большим объемом с 2012 года. Росту экспорта способствовал слабый рубль и сокращение внутреннего рынка в условиях падения реальных доходов населения. По итогам 2016 года из России на зарубежные рынки было поставлено 744 тыс. тонн молочных продуктов. Это рекордное значение за последние четыре года, следует из отчета АЦ MilkNews и Национального союза производителей молока («Союзмолоко»). В 2012 году отгрузки достигали 624 тыс. тонн, в 2013-м — 639 тыс. тонн, в 2014-м — 720 тыс. тонн, в 2015-м — 670 тыс. тонн. В деньгах объем экспорта в 2016 году достиг $267 млн против $252 млн годом ранее, но остался ниже максимума 2013-го ($372 млн) из-за снижения экспортных цен. В 2015 году они упали почти вдвое — с $1,1 до $0,59 тыс. за тонну. Прошлогодний рост экспорта авторы отчета объясняют благоприятным курсом рубля и ограниченным спросом на внутреннем рынке, вызванным инфляцией, сокращением импорта и падением доходов населения. По Росстату, в январе--ноябре 2016 года цены на молочную продукцию выросли на 7,7%, а реальные доходы сократились на 5,8%. Из-за этого потребление молочных продуктов в 2016 году снизилось на 1%, говорится в отчете. Сильнее всего в 2016 году рос экспорт сырных продуктов и мороженого — по итогам января--октября он составил 35% (до 17,9 тыс. тонн) и 32% (до 15,9 тыс. тонн) соответственно. Это продукты с высокой маржой, которые при этом могут долго храниться, поясняет гендиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова. По словам исполнительного директора «Союзмолока» Артема Белова, современную молочную продукцию и мороженое сегодня из России поставляют как транснациональные корпорации (PepsiCo, Danone), так и локальные производители. При этом экспортом на сильно фрагментированном рынке сыров и сырных продуктов занимаются скорее локальные игроки. Основной объем поставок российской молочной продукции — 91% в натуральном выражении — в прошлом году пришелся на страны СНГ. Крупнейшим импортером с долей 45% остался Казахстан, на второе место с третьего поднялась Украина — 17%, Беларусь стала третьей с долей 12%. Вне СНГ главными покупателями российских молочных продуктов в 2016 году стали Абхазия — 26%, Монголия — 24%. Экспорт в Китай, на который пришлось 20%, за десять месяцев прошлого года вырос в денежном выражении в 2,7 раза, до $6,7 млн, и в 3 раза в натуральном, до 10,7 тыс. тонн (на мороженое пришлось 55%, а на сырные продукты — 39%). «Азиатские потребители пока не имеют сформировавшихся вкусов, в такой ситуации на рынок можно вывести и российские сырные продукты, которые будут способны конкурировать с европейскими сырами»,— полагает госпожа Петрова. Азиатские производители планируют локализацию молочных производств в РФ, рассчитывая отправлять часть продукции на домашние рынки. В Подмосковье девять ферм на 350 тыс. голов за $2,7 млрд собирается построить вьетнамская TH Group. Тайская CP Group с Российским фондом прямых инвестиций инвестируют $1 млрд в комплекс на 80 тыс. голов в Рязанской области. В 2017 году господин Белов ожидает роста экспорта молочных продуктов на 8-10% в натуральном выражении на фоне слабого рубля и дальнейшего сокращение внутреннего рынка. Но помешать увеличению поставок из России может высокий интерес к китайскому рынку игроков из Европы и Новой Зеландии, предупреждает Марина Петрова. |
Коммерсантъ |
|
|||||
|