|
|||||
|
|||||
Экспорту российских товаров через интернет пророчат взрывной рост |
Экспорту российских товаров через интернет пророчат взрывной рост
Перед Россией поставлена масштабная задача – за очень короткий срок аж в сто раз увеличить продажи отечественных товаров за рубеж через интернет. Покупки в иностранных интернет-магазинах давно стали для россиян привычными, но оказывается, что и иностранцам есть что у нас купить. В каких странах больше интерес к нашим товарам и к каким именно? Объем экспорта российских товаров по каналам электронной торговли к концу 2019 года должен вырасти не менее чем в 100 раз. Сегодня иностранцы покупают российских товаров через интернет всего на 600 тыс. долларов в год, но уже через три года объем торговли вырастет до 60 млн долларов. Уже в 2017 году интернет-экспорт вырастет до 12,5 млн долларов, в 2018 году – до 30 млн долларов и, наконец, в 2019 году – до 60 млн долларов. Такая цель заложена в проекте паспорта приоритетного проекта «Электронная торговля», передает «Интерфакс». Достичь цель планируется за счет роста количества продавцов и транзакций. Ожидается, что к концу 2019 года количество российских компаний, вовлеченных в экспорт по онлайн-каналам, увеличится до 500 с 27 по итогам 2016 года. Количество экспортных покупок за этот же период вырастет до 1,2 млн с 40 тыс. сегодня. В документе заложено создание национальных виртуальных павильонов на мировых онлайн-площадках. К концу 2018-го их должно быть не меньше семи, а через год – не менее 12. Кроме того, с января 2017 года планируется упростить процедуру возмещения НДС при осуществлении экспортной электронной торговли, а с июля – упростить таможенные процедуры ввоза товаров, не востребованных получателем. Также к лету планируется определить денежный порог сделок малого и среднего бизнеса, до достижения которого агенты валютного контроля не будут требовать оснований для проведения валютных операций. В общем, чтобы нарастить интернет-экспорт, власти готовы упростить продажи через интернет и облегчить жизнь продавцам и покупателям. А заодно обещают еще и прорекламировать за рубежом возможности по покупке российских товаров через интернет. В документе делается ставка в первую очередь на покупателей из Китая. Уже в следующем году планируется провести рекламную кампанию в этой стране. В следующие два года кампании по продвижению российских товаров через интернет должны пройти уже и в других странах. По оценке президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александра Иванова, импорт посылок в Россию через интернет составил по итогам 2015 года 135 млн штук, экспорт посылок из России – 2 млн штук. В этом году интернет-экспорт вырастет до 3–4 млн посылок, но импорт тоже не отстает и дойдет до 230–250 млн штук. При этом в среднем россияне покупают по интернету иностранный товар в районе 18–20 долларов, тогда как иностранцы тратят на российские товары в три раза больше – в среднем 70–80 долларов. К 2020 году, по мнению эксперта, интернет-экспорт из России может вырасти до 15–20 млн штук. Однако вырастет ли? Что российского покупают иностранцы через интернет Сейчас объем экспорта российских товаров через интернет, конечно, мизерный в масштабах российской экономики. Что же России удается продавать онлайн и кто за рубежом тратит деньги на российскую продукцию? Как рассказывает исполнительный директор Ассоциаций компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, большинство экспортеров, торгующих через интернет, появилось в последние три года. Покупают российские товары в основном не азиатские потребители, а американские. «На азиатский экспорт приходится 12% онлайн-экспорта, на Северную Америку – 41%. Значительная часть покупателей находится в Европе и США. Это те 30 млн иммигрантов, которые покинули Россию за последние 25 лет. Экспортеры, которые продают в онлайне, рассчитывают как раз на иммигрантов. Например, «Озон.ру» продает в основном книги и детские товары на экспорт», – говорит Соколов. Впрочем, доля экспорта у «Озон.ру» пока небольшая – 2% от выручки. Значительная часть продаж в интернет-экспорте приходится действительно на США и страны Европы, тогда как Китай занимает всего лишь 10–15%, подтверждают в пресс-службе SPSR Express. Таким образом, ставка властей на китайских покупателей, возможно, не так дальновидна. По данным SPSR Express, зарубежные покупатели приобретают российские товары ручной работы сегмента fashion – обувь, платья, аксессуары, сшитые и сделанные на заказ, а также игрушки. Представители русской диаспоры в США, Германии, Англии и Израиле часто покупают литературу на русском языке, предметы искусства и коллекционные предметы. «Есть традиционное заблуждение, что кому-нибудь нужны наши матрешки. Они нужны на самом деле иностранцу, который приехал в Москву. Но вы не будете покупать сувениры, если вы не в туристической стране», – говорит Иванов. По его словам, иностранцы покупают через интернет российскую одежду и аксессуары, какие-то уникальные и удивительные товары. «Например, в России есть человек, который создает деревянные оправы для очков и продает их через интернет. Чудесная и уникальная вещь. Он попробовал, и сейчас на него работает уже целое дизайнерское бюро. Из самозанятого он перешел в разряд бизнесмена. Есть люди, которые начинали продавать свадебные платья, сшитые собственными руками, а сейчас у них большой бизнес и вполне промышленное производство», – рассказывает Александр Иванов. «Пример, с которым я лично столкнулся. Малограмотный абсолютно человек в пенсионном возрасте собирал, коллекционировал воблеры. Это такое приспособление для рыбалки. Как-то он решил отправить свою коллекцию на eBay. Дела пошли так, что в конце концов он стал их изготавливать и продавать. Из Москвы он уехал в родную костромскую деревню, всех местных алкоголиков посадил делать воблеры, процесс идет. Кто ему помогал? Спасибо, что никто не мешал. В основном, такие истории. Такие инициативные люди и экспортируют товар по интернету. Решающий фактор – предпринимательская жилка, инициатива. А чтобы не скучно было, государство поставит препоны, заборы», – рассказывает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли. «Говорить, что мы ничего не делаем, нельзя, но все-таки это микроскопические объемы. У нас в стране, прямо скажем, условия для производства очень плохие. Хватит ли этого задора или этого окажется недостаточно? Пока не знаю», – говорит Иванов. Потенциал интернет-экспорта Значимым направлением для экспорта может быть реализация экологических продуктов питания, техноемкого оборудования и изделий из натуральных камней, считают в SPSR Express. Через интернет иностранцам Россия может предложить покупку ювелирных украшений, которые производятся в больших количествах в разных регионах страны. «Что касается ювелирных изделий, то есть международный регламент, ограничивающий их продажу. А вот экспорт бижутерии имеет потенциал. И у нас есть люди, которые делают ее в промышленных масштабах», – считает Иванов. Российская одежда или аксессуары также имеют шансы завоевать экспорт через онлайн-каналы, если они будут качественными или необычными и эксклюзивными. В пример можно привести шапочника Валеру Туниянца, который начал шить шапки еще в 90-х годах. И из небольшого производства, обслуживающего оптовиков с рынка, его компания Canoe превратилась в поставщика крупнейших сетевых магазинов вроде Metro и «Ашана». Теперь предприниматель шьет миллион шапок в год и получает выручку в десятки миллионов долларов. Есть шансы заинтересовать иностранных интернет-пользователей российскими эко-товарами, например, натуральной косметикой. «У косметики, думаю, есть потенциал для экспорта, например, в Китай. Natura Siberica уже успешно вышла на европейский рынок. Я помню, чуть не зарыдал, когда увидел их продукцию в одном из французских супермаркетов. Французы уже признали, что наша косметика отвоевала долю рынка», – говорит Иванов. И, конечно, по-прежнему будут пользоваться спросом чисто российские продукты – водка, икра, кедровые орехи и соленья. Наконец, коллекционные товары, марки и предметы старины, которые и сейчас уже продают через интернет. «Товары найдутся сами собой, когда появится возможность их продавать. АКИТ уже договорилась с «Почтой России» о создании интегратора в зарубежные площадки для того, чтобы наши товары появлялись на уже известных крупных торговых площадках», – говорит Артем Соколов. «Сейчас экспорт осложнен из-за проблем при возврате НДС. Мы выступаем за то, чтобы процедура была максимально упрощена», – добавляет он. Есть проблемы также с отправкой и доставкой товаров, а также с гарантиями получения денег за товар, которые также необходимо решать. |
Взгляд |
|
|||||
|