|
|||||
|
|||||
Объем железнодорожных перевозок в 2016 году будет расти за счет экспорта |
Объем железнодорожных перевозок в 2016 году будет расти за счет экспорта При сохранении экономических условий 2015 года погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2016-м останется на том же уровне или будет незначительно выше. Однако, по оценкам ИПЕМ, доля экспортных перевозок на железнодорожном транспорте будет расти Снижение погрузки на железнодорожном транспорте в России в 2015 году связано во многом с нестабильной экономической ситуацией в мире и снижением мировых цен на основные товары, в результате чего значительные расстояния перевозок сказываются на себестоимости продукции. Напомним, что в 2014 году произошло перераспределение грузопотоков между внутренними и экспортными рынками. Тогда погрузка на сети ОАО «РЖД» на экспорт по итогам года выросла на 4,3%, против спада во внутреннем сообщении на 2,1%. «Аналогичная тенденция прослеживалась по многим основным грузам, перевозимым железнодорожным транспортом. Например, погрузка угля во внутреннем сообщении снизилась на 3,3%, а в экспортном выросла на 7,3%, погрузка зерна на экспорт увеличилась более чем на 80%, во внутреннем сообщении произошёл спад на 0,3%, погрузка лесных грузов на экспорт выросла на 10%», - комментирует руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник. По мнению эксперта, основная причина, которая сказывалась на объемах и направлениях грузовых перевозок, заключалась в девальвации рубля по отношению к ведущим мировым валютам. «Однако в 2015 году, несмотря на продолжающееся укрепление мировых валют по отношению к рублю, произошла обратная ситуация. Погрузка на сети ОАО «РЖД» оказалась ниже уровня 2014 года не только во внутреннем, но и в экспортном сообщении», - сетует А. Слободяник. Что касается массовых грузов, то по итогам года они показали рост. Например, погрузка каменного угля в целом по сети выросла на 2,5% к уровню прошлого года. Однако рост погрузки наблюдался только во внутреннем сообщении (+4,7%), погрузка на экспорт осталась практически неизменной. «По итогам 2015 года чёрные металлы являлись одним из немногих грузов, у которых отмечен наиболее значительный рост погрузки на экспорт (+6,6%) к уровню 2014 года, несмотря на снижение экспортных цен. Однако рост курса доллара по отношению к рублю компенсировал это незначительное снижение», - приводит пример эксперт. По оценкам ИПЕМ, при сохранении экономических условий 2015 года погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2016 году останется на том же уровне или будет незначительно выше. «Изменение структуры грузопотока возможно в случае, если участники железнодорожных перевозок пойдут навстречу клиентам и предоставят скидки в рамках тарифного коридора. Шаги в данном направлении уже сделаны. Например, ОАО «РЖД» предоставило скидку на экспортные перевозки черных металлов», - полагает аналитик. Кроме того, по его мнению, изменение структуры грузопотока возможно при более значительной девальвации рубля. Например, в декабре 2015 года курс доллара к рублю значительно укрепился и составил 69,7 руб. за $1, что неизбежно отразилось на структуре грузопотока. Погрузка на сети ОАО «РЖД» в декабре на 1% превысила уровень предыдущего декабря прошлого года, а погрузка на экспорт увеличилась практически на 3%. Погрузка угля на экспорт в декабре 2015 года на 8,3% превысила уровень прошлого года, лесных грузов – на 7,1%, химических и минеральных удобрений – на 13%. «При анализе текущих экономических условий можно отметить, что доллар еще значительней укрепляется по отношению к рублю, а, следовательно, можно ожидать дальнейшее изменение структуры погрузки грузов на сети ОАО «РЖД» в сторону экспорта», - заключил эксперт. |
ОАО «РЖД» |
|
|||||
|