Грузооборот балтийских портов России в 2015 году увеличился на 10%
Грузооборот балтийских портов РФ за январь-февраль 2015 года увеличился до 36,3 млн тонн - почти на 10% по сравнению с тем же периодом-2014, показали последние данные Ассоциации морских торговых портов России и портовых администраций стран Балтии.
Эта тенденция сохранилась и в марте, а объем транзита грузов РФ через порты стран Балтии за январь-март 2015 г. сократился минимум на 15%. Экономия российской стороны на \"балтийском\" транзите только за ноябрь 2014 г. - март 2015 г. превысила 80 млн долл.
Наиболее значительный рост грузооборота - у порта Усть-Луга. В сравнении с январем-февралем 2014 года рост здесь составил 24%. За ним следуют Приморск (7,6%) и Калининград (4,4%). Динамика роста по этим портам обусловлена резким оттоком российских грузов, особенно наливных, с портов Латвии и Эстонии. Падают также перевозки российских угля, нефтепродуктов и железной руды, поставляемых на экспорт, через латвийские порты. Так, объем перевалки российского угля через Вентспилс - крупнейший транзитный порт стран Балтии - только за январь-февраль 2015 г. сократился почти на треть по сравнению с тем же периодом-2014. \"Риски для Вентспилса из-за санкций больше, чем для соседних портов. Удельный вес транзитных грузов у нас - максимальный в портах Балтийского моря и составляет 90%. Нечем заменить десятки миллионов тонн российских грузов\", - заявил управляющий портом Имант Сармулис.
Российская экономия на транзите через страны Балтии за 2015-2016 гг. может превысить 120 млн долл. - прежде всего в связи с заявлением \"Транснефти\" в середине декабря 2014 г. о переводе экспортной перекачки российских нефти и нефтепродуктов на порты Северо-Запада РФ. И это уже происходит. Напомним, что в 1990-х - начале 2000-х гг. доля зарубежной Балтии в этой перекачке превышала 60%.
Транзитный \"секвестр\" охватывает и другие виды перевозок в странах Балтии. Правление Eesti Raudtee (ЭЖД) недавно заявило, что эстонские стальные магистрали планируют в ближайшие годы \"рекордные\" убытки - в 9 млн евро в год. Глава ЭЖД Ахти Асманн назвал в качестве основной причины этой тенденции \"резкое сокращение транзитных перевозок\". А, по оценке министра сообщения Латвии Анрийса Матисса, \"падение объема перевозок Латвийской железной дороги в 2015 году может достичь 20%.Что обусловлено геополитическими условиями в регионе, а также тем, что Россия все больший объем своих грузов направляет в свои порты\".
Транзит через страны Балтии переходит в основном на порт Усть-Луга. \"Это растущий транспортно-логистический узел, составляющий серьезную конкуренцию таким портам, как латвийские Вентспилс или Рига, - пояснил \"Российской газете\" вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. - Планируется, что к 2020 году его мощности позволят обрабатывать в год до 180 млн тонн грузов\".
|