Россия в 2013-2014 гг. может резко увеличить импортозамещение на рынке рыбной продукции. И в первую очередь это возможно как по сельди и скумбрии, так и по наиболее ценным товарам - лососевым и продуктам их переработки. Даже несмотря на сокращение ввозных пошлин на лососевые с 10 до 3% в 2017 году
Но эти тенденции должны подкрепляться, во-первых, программой комплексного развития рыбопереработки, \"присутствие\" которой недостаточно в нынешней госпрограмме развития рыбного хозяйства. А во-вторых - обеспечением равноправной конкуренции между отечественным и иностранным бизнесом на российском рынке. Таковы оценки главных тенденций в этой отрасли в наступившем году, высказанные на днях Рыбным союзом РФ и Союзом предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры (СПРА).
\"Пора перестать рассматривать отрасль только как \"добытчика\". Есть возможности так нарастить переработку, что импорт сырья и готовых товаров будет сходить на \"нет\", - уверен председатель Рыбного союза Сергей Гудков. - А для этого нужны не только индустриальная рыбопереработка, но и более четкое госрегулирование внутреннего рыбного рынка\". По оценкам РС, в лососевом секторе вскоре ожидается максимальное импортозамещение - более чем в 60% от объема импорта, причем в основном норвежского. Схожие тенденции развиваются и в секторе широкого массового спроса (особенно по сельди, скумбрии, минтаю). Но, как сетует С. Гудков, в основном это сырьевая и полуфабрикатная продукция в отличие от широкого ассортимента рыбного импорта. Поэтому, начиная выигрывать по объемам промысла и поставкам рыбы на внутренний рынок, мы пока проигрываем зарубежью по продуктам глубокой рыбопереработки.
Между тем ФАС недавно начала расследование \"О нарушении антимонопольного законодательства на рынке поставок норвежской и вьетнамской рыбопродукции\". Дело в том, что, поскольку свыше 60% российского рыбоимпорта с 1990-х гг. приходится на Норвегию (в том числе до 70% - по ввозу семги), некоторые ее крупные фирмы-поставщики прямо или косвенно требуют чуть ли не собственного регулирования сбыта в РФ норвежской продукции. Впрочем, планы усилить монопольные позиции норвежской продукции в рыбном импорте РФ могут быть связаны и с планируемой зоной свободной торговли (ЗСТ) между Таможенным союзом и Европейской ассоциацией свободной торговли. А такой торговый режим, напомним, исключает не только ввозные-вывозные пошлины, но и квоты и т.п.
Защитить внутренний рынок можем только мы сами. \"Расширение ассортимента отечественной продукции на внутреннем рынке, - уточнил \"РБГ\" Сергей Гудков, - самое надежное препятствие для планов контроля рыбного рынка РФ со стороны зарубежных поставщиков\".
|