World
Trade Organization, rue de Lausanne 154, CH-1211 Geneva 21, Switzerland |
- Всемирная торговая организация (ВТО),
являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г.
Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ),
начала свою деятельность 1 января 1995 г.
Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ) было заключено в 1947 году в Женеве между
правительствами 23 стран и определяло некоторые
основополагающие правила ведения торговли и
торговой политики с учетом взаимных интересов
стран-участниц. В 1994 году ГАТТ переименована во
Всемирную торговую организацию (ВТО) и
объединяет сегодня в своем составе более 150
государств.
Цели и принципы. ВТО призвана регулировать на
многосторонней основе торгово-политические
отношения участников организации в сфере
международной торговли на основе пакета
соглашений последнего Уругвайского раунда
многосторонних торговых переговоров в ГАТТ (1986 -
1994 гг.). ВТО функционирует во многом так же, как и
ГАТТ, но при это осуществляет контроль за более
широким спектром торговых соглашений и имеет
гораздо большие полномочия в связи с
усовершенствованием ряда процедур принятия
решений.
Главной задачей ВТО является либерализация
мировой торговли путем ее регулирования
преимущественно тарифными методами при
последовательном сокращении уровня импортных
пошлин, а также устранении различных нетарифных
барьеров, количественных ограничений и других
препятствий в международном обмене товарами и
услугами.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО
являются: предоставление режима наибольшего
благоприятствования в торговле на
недискриминационной основе; взаимное
предоставление национального режима товарам и
услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно
тарифными методами; отказ от использования
количественных ограничений; прозрачность (открытость)
торговой политики; разрешение торговых споров
путем консультаций и переговоров и т.д.
Все страны - члены ВТО принимают обязательство по
выполнению порядка двадцати основных соглашений
и юридических инструментов, объединенных
термином "многосторонние торговые соглашения"
(МТС). Таким образом, ВТО представляет собой
своеобразный многосторонний контракт (пакет
соглашений), нормами и правилами которого
регулируется свыше 90% мировой торговли товарами
и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет
около 50 многосторонних соглашений и других
правовых документов, основными из которых
являются Соглашение об учреждении ВТО и
прилагаемые к нему МТС:
I. Многосторонние соглашения по торговле
товарами:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994
г. (ГАТТ-94);
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Соглашение по применению санитарных и
фитосанитарных мер;
- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
- Соглашение по техническим барьерам в торговле;
- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с
торговлей (ТРИМС);
- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые
процедуры);
- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка
таможенной стоимости товаров);
- Соглашение по предотгрузочной инспекции;
- Соглашение по правилам происхождения;
- Соглашение по процедурам импортного
лицензирования;
- Соглашение по субсидиям и компенсационным
мерам;
- Соглашение по защитным мерам.
II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
III. Соглашение по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности (ТРИПС).
IV. Договоренность о правилах и процедурах,
регулирующих разрешение споров;
V. Механизм обзора торговой политики.
VI. Многосторонние соглашения с ограниченным
участием (т.е. необязательные для всех членов ВТО):
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;
Соглашение по правительственным закупкам.
Существуют также так называемые секторальные
тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация
торговли химическими товарами", "информационные
технологии"), в которых на добровольной основе
участвует лишь часть стран - членов ВТО (в
основном промышленно развитые государства).
Структура и функции. Высшим органом ВТО является
Министерская конференция, объединяющая
представителей всех государств - участников
организации. Сессии конференции собираются не
реже одного раза в два года для обсуждения и
принятия решений по принципиальным вопросам,
связанным с соглашениями Уругвайского раунда.
Ближайший форум ВТО пройдет в конце ноября
текущего года в США и будет посвящен обсуждению
выполнения странами - членами организации
действующих соглашений Уругвайского раунда, а
также формата нового раунда МТП - "раунда
тысячелетия": начало переговоров по "встроенной
повестке дня" (сельское хозяйство, услуги,
обзор Соглашения по ТРИПС), подготовка
рекомендаций относительно перспектив
деятельности организации с учетом решений
предыдущей Сингапурской Министерской
конференции (речь идет о возможном включении в
будущие переговоры принципиально новых сфер -
конкуренции, экологии, трудовых стандартов, а
также пошлин на промышленные товары).
Между сессиями Министерской конференции по мере
необходимости (8 - 10 раз в год) для решения текущих
и процедурных вопросов созывается Генеральный
совет, состоящий также из представителей всех
участников. Кроме того, Генсовет руководит
деятельностью Органа по урегулированию споров и
Органа по обзору торговой политики, а также
Совета по торговле товарами, Совета по торговле
услугами и Совета по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности, другими
органами по проблематике ВТО. В рамках Советов по
торговле товарами и услугами учреждены комитеты
по Соглашениям и переговорные группы. Членство в
советах и комитетах открыто для всех участников
ВТО.
Принятие решений. В ВТО решения принимаются на
основе консенсуса, а при его отсутствии -
большинством голосов, если другого не
предусмотрено. Толкование положений соглашений
по товарам, услугам, интеллектуальной
собственности, освобождение от принятых
обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов.
Поправки, не затрагивающие прав и обязательств
участников, а также принятие новых членов
требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, на
основе консенсуса).
Членство в ВТО. В соответствии с Соглашением об
учреждении ВТО странами - учредителями
организации стали участники ГАТТ, которые
представили списки обязательств по товарам и
услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до
1997 г. В настоящее время полноправными членами ВТО
являются 134 государства, причем только шесть из
них - Эквадор, Монголия, Болгария, Панама,
Киргизия (с 20 декабря1998 г.) и Латвия (с 17 января 1999
г.) стали новыми членами, а остальные имеют статус
страны-учредителя. По оценкам, в течение этого
года еще примерно пять стран могут получить
полноправное членство в ВТО, включая бывшие
республики СССР.
Более тридцати государств имеют в настоящее
время статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее
большинство из них (включая Россию) находятся на
различных стадиях процесса присоединения к ВТО.
Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около
50 международных организаций, в том числе МВФ,
Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения
ООН, региональные группировки, товарные
организации.
Процедура присоединения к Всемирной торговой
организации, выработанная за полвека
существования ГАТТ/ВТО, довольно сложна и
состоит из нескольких этапов, которые, как
показывает опыт присоединяющихся стран, длятся
несколько лет. Указанные ниже процедуры
присоединения полностью распространяются и на
Россию.
На первом этапе в рамках специальных рабочих
групп происходит детальное рассмотрение
экономического механизма и торгово-политического
режима присоединяющейся страны. После этого
начинаются консультации и переговоры об
условиях членства страны-соискателя. Эти
консультации и переговоры, как правило,
проводятся на двусторонней основе со всеми
заинтересованными странами - членами ВТО.
Прежде всего эти переговоры касаются "коммерчески
значимых" уступок, которые присоединяющаяся
страна будет готова предоставить членам ВТО по
доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по
срокам принятия на себя обязательств по
соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.
Взамен присоединяющаяся страна получает права,
которыми обладают члены ВТО, что практически
будет означать прекращение ее дискриминации на
внешних рынках. В случае противоправных действий
со стороны какого-либо члена организации любая
страна может обращаться с соответствующей
жалобой в Орган по урегулированию споров,
решения которого обязательны для безусловного
исполнения на национальном уровне.
В соответствии с установленной процедурой
результаты двусторонних переговоров о взаимной
либерализации доступа на рынки и условия
присоединения должны быть оформлены следующими
официальными документами:
- Докладом Рабочей группы, где излагается весь
пакет обязательств, которые присоединяющаяся
страна примет на себя по итогам переговоров;
- Протоколом о присоединении, юридически
оформляющим достигнутые договоренности;
- Списком обязательств по тарифным уступкам в
области товаров и сельского хоязйства;
- Списком географических обязательств по доступу
на рынок услуг.
Одним из главных условий присоединения новых
стран-членов к ВТО является приведение их
национального законодательства и практики
регулирования внешнеэкономической деятельности
в соответствие с положениями пакета соглашений
Уругвайского раунда.
Последним этапом является ратификация
законодательным органом присоединяющейся
страны всего пакета документов.
- Советский Союз получил в 1990 году статус
наблюдателя ВТО, Российская Федерация на правах
правопреемницы СССР все еще ведет интенсивные
переговоры о вступлении в ВТО в качестве
полноправного члена. Однако для того, чтобы стать
полноправным членом этой организации, любое
государство должно заявить о готовности
соблюдать ряд обязательных требований, в том
числе о своем стремлении содействовать:
- дальнейшей либерализации внешней торговли;
- снижению таможенных тарифов;
- снятию количественных ограничений на импорт;
- устранению внешнеторговой дискриминации в
отношении государств-партнеров по ВТО.
|