Статья 18. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и
технологиями Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу
контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при
наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары
и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения
и средств его доставки. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать
дополнительные требования к условиям, на которых должны совершаться
внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями, в том
числе право проверки использования иностранным лицом полученных по сделке
товаров и технологий в соответствии с принятыми обязательствами.
Статья 19. Лицензирование внешнеэкономических операций с
контролируемыми товарами и технологиями Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу
контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию.
Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми
товарами и технологиями, предусматривающих передачу их иностранному лицу,
выдаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой
статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности". На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные
государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике
общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения
оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные
лицензии, то есть лицензии с указанием количества товаров без определения
конкретного покупателя. Перечень иностранных государств и виды контролируемых
товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных лицензий,
устанавливаются Правительством Российской Федерации. Генеральная лицензия может
выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную
программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке
свидетельство о государственной аккредитации, предусмотренное статьей 16
настоящего Федерального закона. Вывоз из Российской Федерации контролируемых
товаров и технологий без передачи их иностранному лицу, в частности для
демонстрации на выставках или в целях использования для собственных нужд, может
осуществляться без лицензий при условии, что такие товары и технологии будут
оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их
вывоз из Российской Федерации, и будут возвращены в Российскую Федерацию в
установленные сроки. Решение о вывозе из Российской Федерации контролируемых
товаров и технологий без лицензий принимается межведомственным координационным
органом по экспортному контролю в порядке, определенном Правительством
Российской Федерации.
Статья 20. Всеобъемлющий контроль 1. Российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами,
информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или
участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно
известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты
интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или
иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его
доставки. 2. Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны
получить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской
Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному
контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией,
работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, не подпадающими
под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального
закона, в тех случаях, если российские участники внешнеэкономической
деятельности: информированы специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области экспортного контроля или иным компетентным
государственным органом о том, что данные товары, информация, работы, услуги,
результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях,
указанных в пункте 1 настоящей статьи; имеют основания полагать, что данные
товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности
могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 21. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами
интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии со статьями 6 и 20
настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль, подлежат
государственной экспертизе. Государственная экспертиза проводится федеральными
органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации,
имеющих отношение к внешнеэкономической сделке, в целях определения ее
соответствия международным обязательствам Российской Федерации, государственным
интересам и требованиям экологической безопасности. Результаты государственной
экспертизы являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче лицензии или
разрешения, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.
Порядок и условия проведения государственной экспертизы устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Общие требования к порядку выдачи, оформления,
приостановления действия лицензии или разрешения и
аннулирования лицензии или разрешения 1. Лицензии или разрешения на
осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами,
услугами, результатами интеллектуальной деятельности, предусмотренные статьями
19 и 20 настоящего Федерального закона (далее - лицензии или разрешения),
выдаются соответствующим государственным органом на основании письменных
заявлений российских лиц, совершающих указанные операции. К заявлениям должны прилагаться документы, содержащие точные сведения о товарах, об информации, о
работах, об услугах, о результатах интеллектуальной деятельности с указанием
иностранного государства, на территорию которого товары, информация, работы,
услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут вывезены. В зависимости
от вида товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности и специфики внешнеэкономических операций с ними федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации может быть
предусмотрено представление дополнительных документов, а также могут быть
установлены требования к их оформлению. 2. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии или разрешения
принимается государственным органом, указанным
соответственно в статьях 19 и 20 настоящего Федерального закона, в срок не более
чем сорок пять дней со дня получения заявлений и документов, указанных в пункте
1 настоящей статьи. Нормативными правовыми актами Российской Федерации могут
устанавливаться более короткие сроки принятия решения о выдаче либо об отказе в
выдаче лицензий или разрешений. Государственный орган, принявший решение о
выдаче либо об отказе в выдаче лицензии или разрешения, обязан уведомить об этом
заявителя в течение трех дней после принятия соответствующего решения. Уведомление об отказе в выдаче лицензии или разрешения направляется (вручается)
заявителю в письменной форме с указанием основания отказа. 3. Основанием для отказа в выдаче лицензии или разрешения является: наличие в документах, редставленных заявителем, недостоверной, искаженной или неполной информации; отрицательное заключение государственной экспертизы, проведенной в соответствии
со статьей 21 настоящего Федерального закона; осуществление внешнеэкономической
операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами
интеллектуальной деятельности на условиях, при которых наносится ущерб или
возникает угроза причинения ущерба интересам Российской Федерации; иное предусмотренное законодательством Российской Федерации об экспортном контроле
основание. 4. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии или разрешения и
оформление таких лицензии или разрешения государственным органом, на который
возложена выдача указанных документов, взимается плата в размере, установленном
Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий
или разрешений и оформление таких лицензий или разрешений зачисляются в
федеральный бюджет. 5. Лицензия или разрешение могут устанавливать
дополнительные условия осуществления внешнеэкономических операций, а также
требования к товарам, информации, работам, услугам, результатам интеллектуальной
деятельности, являющимся объектами таких операций. Лицензия или разрешение могут
использоваться их законным владельцем только для совершения той
внешнеэкономической операции с товарами, информацией, работами, услугами,
результатами интеллектуальной деятельности, на осуществление которой такие
лицензия или разрешение были выданы. 6. Лицензия или разрешение могут быть
аннулированы без предварительного уведомления либо их действие может быть
приостановлено государственным органом, которым указанные документы были выданы,
в случае: предоставления владельцем лицензии или разрешения соответствующего заявления; ликвидации юридического лица, которому лицензия или разрешение выданы; нарушения владельцем лицензии или разрешения требований и условий таких лицензии или разрешения; нарушения владельцем лицензии или разрешения законодательства Российской Федерации; незаконности решения о выдаче лицензии или разрешения; возникновения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля оснований. Решение о приостановлении действия лицензии или разрешения либо об аннулировании лицензии или разрешения
доводится государственным органом, которым указанные документы были выданы, до
владельца лицензии или разрешения не позднее чем через три дня со дня принятия
такого решения. 7. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать в
пределах своей компетенции дополнительные требования к порядку выдачи,
оформления, приостановления действия лицензий и разрешений либо аннулирования
лицензий и разрешений, которые не должны противоречить настоящему Федеральному
закону, а также условия выдачи, оформления лицензий и разрешений,
приостановления их действия или их аннулирования.
Статья 23. Учет внешнеэкономических сделок Российские участники внешнеэкономической деятельности
обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами,
услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного
контроля. Документы, относящиеся к внешнеэкономическим сделкам с товарами,
информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности,
должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не
установлен законодательством Российской Федерации. Порядок и форма учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля определяются
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области
экспортного контроля.
Статья 24. Идентификация контролируемых товаров и технологий Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение
всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление
внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или
разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является
обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности. Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение
идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в
установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение
на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и
технологий (далее - экспертная организация), посредством заключения
соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае
ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации
контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.
Статья 25. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров,
информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые
могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его
доставки, иных видов вооружения и военной техники В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут
устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в
отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового
поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров,
информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые
могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его
доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаемые в отношении
отдельных иностранных государств исходя из интересов обеспечения безопасности
Российской Федерации, вводятся федеральными законами. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при
создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения
и военной техники, устанавливаемые в соответствии с международными
обязательствами Российской Федерации, вводятся указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании
оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и
военной техники, устанавливаемые в отношении отдельных иностранных лиц,
занимающихся деятельностью, несовместимой с принципами нераспространения оружия
массового поражения и средств его доставки, вводятся постановлениями
Правительства Российской Федерации.
|