Теория и практика. |
|
Сегодня Федеральная таможенная
служба должна обеспечить возможность
электронного декларирования посредством
Интернета практически на всех таможенных постах.
Подробности новой технологии корреспондент «РГ»
Елена Байкова обсудила с начальником
Главного управления информационных технологий
ФТС России Алексеем Шашаевым. - В чем суть технологии? - Суть технологий заключается в том, что в соответствии со спецификацией взаимодействия подается декларация в электронном виде, подписанная электронно-цифровой подписью (ЭЦП), и опись документов. В ходе процесса выпуска товаров в свободное обращение могут быть затребованы дополнительные документы. Их предоставляет участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) также в электронном виде. Могут быть проведены таможенные операции по контролю такие, как проверка сведений, досмотр, осмотр товаров. Декларация для участников ВЭД тоже выпускается в электронном виде, но в некоторых случаях требуется ее бумажная копия. Что касается технологии удаленного выпуска, то она работает в совокупности с технологией электронного декларирования через Интернет. После того как товар пребывает на один из складов временного хранения на территории страны, участник ВЭД подает декларацию в том регионе, где находится его офис, где находятся его основные ресурсы. Например, если он находится в Москве, а товар прибывает на один из складов временного хранения вблизи северо-западной границы, то декларация подается в Москве. Там же осуществляется документальный контроль. При необходимости осуществления дополнительных видов контроля, которые уже непосредственно связаны с товаром, например досмотр товара, таможенный инспектор дает поручение тому таможенному органу, в зоне которого физически находится товар, на проведение определенных операций. После проведения всех операций осуществляется выпуск товара в свободное обращение непосредственно в месте прибытия. - Если теперь так легко подать декларацию по Интернету, может быть, есть смысл определить несколько точек в России, где будут принимать декларации? Стоит ли разбрасывать ценных специалистов по всему периметру границ? - Конечно, любой участник ВЭД предпочел бы иметь таможенный орган рядом. Но ФТС не может создать таможенный пост в каждом городе, где есть участники ВЭД. Мы проводим оптимизацию таможенных органов, происходит укрупнение таможен и таможенных постов. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании центров таможенного оформления. Эти специализированные таможенные органы будут принимать декларации в электронном виде и осуществлять документальный контроль. На границе не всегда есть возможность найти высококлассных специалистов, которые ориентируются в сложнейших вопросах таможенной стоимости, страны происхождения товара, мерах нетарифного регулирования. Подобные центры должны располагаться в крупных административных центрах, но их не может быть один-два на всю страну. Оптимальность состоит не только в количестве, но и в специфике таможенного оформления. Например, Центральный и Северо-Западный федеральные округа - импортно-ориентированные регионы. В Сибири, на Урале и в Поволжье, наоборот, больше экспортных операций. Мы не избежим специализации таможенных постов, поскольку есть особенности оформления радиоактивных материалов, энергоносителей, дипломатических и почтовых грузов, пищевой продукции и т.д. - Много ли стран в мире уже работают по Интернету и выпускают эти декларации товаров на удалении? - По нашим сведениям, все таможенные службы двигаются в этом направлении. Существует концепция электронной таможни, которая является частью концепции электронной торговли, всячески пропогандируемой всемирной таможенной организацией. Но каждая страна действует в рамках своего законодательства и правил. В России абсолютное требование к юридической значимости документов обеспечивается использованием электронной цифровой подписи. В некоторых странах электронно-цифровая подпись при подаче документов не используется. Например, транзитная система Евросоюза работает без электронно-цифровой подписи, ее планируют внедрить лишь в 2013 году. Но в той же Европе отсутствие каких-то механизмов компенсируется другими институтами: более жесткий контроль после выпуска товаров, более жесткое налоговое законодательство, более жесткое предоставление гарантий по обеспечению уплаты таможенных платежей и так далее. Кроме того, проблема фирм-однодневок в большей степени присуща России, а не Европе. Нарушение таможенного законодательства там - безусловная потеря репутации. Что касается удаленного выпуска товаров, то в мире давно уже действует институт уполномоченного экономического оператора. Это более развитая форма взаимодействия таможни и участников ВЭД, при которой выпуск товаров может осуществляться без предъявления их таможне и без выгрузки на склады временного хранения. Стоит сказать, что аналогичный институт прописан в новом Таможенном кодексе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. - Каковы плюсы технологии удаленного выпуска товаров? - Для участников ВЭД в первую очередь это оптимизация логистики поставок. - Все ли таможни готовы к приему интернет-деклараций? - Если на 31 мая у нас было 66 процентов, то сейчас уже 82 процента всех таможенных органов могут принимать декларации через Интернет. В Приволжском таможенном управлении сто процентов таможенных органов имеют такую техническую возможность. До конца года все таможенные органы Российской Федерации будут иметь возможность приема деклараций через Интернет. Но есть другой аспект: не все таможенные режимы пока могут быть обеспечены этой технологией. Например, режим магазинов беспошлинной торговли, переработки вне таможенной территории. Но основные таможенные режимы, которые покрывают 97 процентов всего декларационного массива - импорт, экспорт, режим свободной экономической зоны и другие - обеспечены этой технологией. - Что необходимо участнику ВЭД, чтобы подключиться к системе электронного декларирования через Интернет? - Технология подачи декларации через Интернет предполагает от участника ВЭД некоторые первоначальные затраты. Можно самому создать информационную систему, аттестовать ее по требованиям безопасности, закупить необходимое оборудование: сервер, средства защиты информации, программное обеспечение для электронно-цифровой подписи. Есть и другой вариант - воспользоваться услугами информационного оператора. В этом случае участник ВЭД пользуется системой и каналом связи оператора, а платит только за передачу информации. Цены, по информации из Интернета, колеблются от 30 до 300 рублей за декларацию. - Банки, контролирующие органы, по-прежнему требуют бумажную копию декларации. И, кстати, примет ли суд электронную декларацию как доказательство? - ФТС России сейчас ведет обширные консультации с федеральными органами исполнительной власти по данному вопросу. Если взять налоговые органы, то в соответствии с Налоговым кодексом они требуют копии таможенных деклараций с отметками таможенных органов о выпуске товаров в свободное обращение. В рамках создания системы по контролю за вывозом и возмещением налога на добавленную стоимость по ставке 0% мы организовали проведение опытно-конструкторской работы. В настоящее время идет внедрение на объектах пилотной зоны. В наших планах - проведение совместно с налоговой службой эксперимента по подтверждению фактов вывоза в электронном виде. Правоприменительная практика по принятию электронных документов в качестве доказательства существует. Есть экспертизы определенных организаций на соответствие в отношении документов, подписанных электронно-цифровой подписью. Но в отношении таможенных деклараций у нас пока такой практики нет. Этой проблемой озабочена не только Федеральная таможенная служба. В июне проходили парламентские слушания, посвященные проблемам совершенствования законодательства в области электронного документооборота. Мы ожидаем, что вместе с совершенствованием нормативной базы, связанной с предоставлением государственных услуг в электронном виде, будет совершенствоваться законодательство в области электронного документооборота и использование электронно-цифровой подписи. - Хакеров не боитесь? - Хакеров мы всегда боимся. К противнику надо относиться серьезно, поэтому и защищаемся. Периметр нашей информационной системы достаточно надежно защищен. Ежегодно проводятся проверки по соблюдению правил информационной безопасности как собственными подразделениями, так и внешними организациями: ФСТЭК России и ФСБ России. - Не повлияет ли на Интернет декларирование создания Таможенного союза? Готовы ли к этому наши коллеги? - Пока в Таможенном кодексе Таможенного союза действует принцип резидентства, то есть таможенная декларация может быть принята только от резидента страны. Юридическое лицо, зарегистрированное в Казахстане или Беларуси, не имеет возможности подать декларацию в российский таможенный орган. Но с течением времени и с развитием Таможенного союза, перерастанием его в общее экономическое пространство, эта ситуация будет меняться. Сейчас в рамках работы экспертной группы при Комиссии Таможенного союза разрабатывается унифицированная форма электронной декларации, которая в перспективе будет функционировать на всей территории Таможенного союза. Что касается Беларуси и Казахстана, то они самостоятельно развивают свои информационные системы, в том числе для электронного декларирования, и достигли определенных успехов. - Электронная таможня - это часть программы «Электронная Россия»? Или вы самостоятельно вынашивали и реализовывали эти планы? - Пока что это самостоятельный проект, реализуемый таможенной службой. Однако создание электронной таможни - это не только дело самой таможни и предполагает автоматизацию всей сферы внешнеторговой деятельности, которая связана с другими контролирующими органами, банковскими и страховыми организациями, логистическими компаниями, перевозчиками, экспедиторами и т.д. Когда это все будет завязано в единый механизм, тогда можно будет сказать, что создана система электронной торговли, а электронная таможня - это часть электронной торговли. - Когда это будет завязано в единый механизм? - Когда для этого будут созданы законодательные условия, когда электронную декларацию, и не только декларацию, но и контракт, инвойс, накладную и т.д. будут принимать все органы, где она требуется: налоговая служба, банки, проверяющие организации, те же суды, прокуратура и так далее. Сейчас же все страхуются бумажными документами. Сейчас ни одно ведомство, которое выдает разрешительные документы, не имеет полной информационной базы выданных разрешений, сертификатов в электронном виде, которые могли бы сразу же использоваться другими службами, в том числе и таможней. На недавно прошедшем Тверском форуме по информационным технологиям вице-премьер Сергей Собянин заявил, что готовится законопроект, в соответствии с которым с 1 июля 2011 года всем ведомствам будет запрещено требовать от граждан и от организаций документы, которые были выданы другими ведомствами. Т.е. проблема предоставления документов это уже будет не проблема граждан и организаций, а проблема органов исполнительной власти. Надеюсь, что это даст большой стимул для развития информационных технологий в органах власти.
|
|
||||
|
Все подробности оценка недвижимости на нашем сайте. |