В цене морской перевозки грузов можно
выделить "стояночную" составляющую как
оплату судовладельцу фрахтователем за
использование судна во время его нахождения в
портах погрузки—выгрузки. Очевидно, ее доля в
ставке фрахта тем больше, чем короче расстояние
перевозки. Вместе с тем, чем больше стояночное
время судна в рейсе, тем выше ставка фрахта при
прочих равных условиях.
Минимальное стояночное время морских судов в
портах определяется максимально возможной
интенсивностью выполнения грузовых работ.
Однако порты не всегда соглашаются проводить
погрузочно—разгрузочные работы с максимальной
интенсивностью, и фрахтователю не всегда это
выгодно, да и не всегда это возможно. Обычно
затраты фрахтователя на
погрузочно—разгрузочные работы тем больше, чем
большая их интенсивность предусматривается в
договоре фрахтователя с портом (стивидорными
компаниями в портах). Фрахтователь, заключая
договор со стивидорной компанией и оговаривая в
чартере соответствующие нормы грузовых работ,
должен учитывать свои возможности подвоза и
вывоза груза в порт погрузки и из порта выгрузки.
Стояночное время морских судов в портах
складывается из следующих основных элементов:
- времени выполнения грузовых работ (сталийное
время), которое зависит от норм
погрузочно—разгрузочных работ;
простоев из-за исключаемых из стадии и
предусмотренных чартером нерабочих периодов
(выходные и праздничные дни), если они не
использованы фрахтователем для выполнения
грузовых работ;
- времени ожидания постановки судна под грузовые
операции в случаях, если порты погрузки и/или
выгрузки перегружены;
- простоев из-за прекращения грузовых работ
вследствие неблагоприятных
гидрометеорологических условий;
- времени выполнения вспомогательных операций
(швартовка судна, оформление документов и т.п.).
В подавляющем большинстве случаев время
выполнения грузовых работ, зависящее от норм
погрузки и выгрузки, определяет общее (валовое)
стояночное время морских судов в портах. Однако
следует отметить, что иногда время ожидания
постановки судна под грузовые операции и простои
из-за неблагоприятных гидрометеорологических
условий могут превысить стояночное время,
необходимое для производства грузовых работ.
Надежные сведения о времени ожидания
погрузочно— разгрузочных работ и простоев из-за
непогоды можно получить только на основании
оперативной информации о складывающейся
ситуации в портах и регионах.
В качестве ориентировочных норм погрузки и
выгрузки различных видов грузов, близких к
максимально возможным для судов
грузоподъемностью 10-15 тыс т,в портах России и
других портах бывшего СССР можно принять нормы,
установленные приказом ММФ № 4 от 06.01.89 г. (Это
последний приказ ММФ СССР, касающийся норм
обработки судов в морских портах.) Эта
возможность обусловлена тем, что интенсивность
грузовых работ в морских портах зависит в
основном от мощности имеющихся в них
перегрузочных комплексов, которая не изменилась
за истекшие годы.
В таблице приведены нормы обработки судов с
генгрузами.они объединены, как и нормы по лесу и
другим грузам. В таких случаях нормы указаны
через тире.Однако следует иметь в виду, что
договорные нормы погрузки или выгрузки могут
быть не только ниже приведенных в таблице, но и
заметно выше.
Приведенные данные могут быть использованы
владельцами грузов при решении различных
практических задач морской перевозки, когда
определяется предварительная калькуляция ее
стоимости и затрат времени на
погрузочно—разгрузочные работы. Такие задачи
решаются при планировании экспорта и импорта
различной продукции (осуществлять
внешнеторговую операцию или воздержаться),
выборе и определении транспортных условий
контрактов купли-продажи товаров, объемов
партионности и сроков отправок, а также при
заключении фрахтовых сделок.
Нормативные сроки выполнения
погрузочно-разгрузочных работ:
Нормативные сроки выполнения
погрузочно-разгрузочных работ:
Наименование
груза |
Санкт-Петербург |
Калининград |
Выборг |
Генгрузы |
400-1200 |
400-1500 |
> 1500 |
Лес |
1900 |
1100-3500 |
1100-2100 |
- |
- |
- |
1200 |
Цемент в мешках |
- |
- |
- |
900 |
- |
- |
- |
Хлопок, шерсть |
700 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Целлюлоза |
- |
1350 |
1770 |
- |
- |
- |
- |
Цветные металлы |
- |
- |
1800 |
- |
- |
1700 |
- |
Прочие навалочные |
1500 |
4000 |
- |
3800 |
- |
- |
2500 |
Уголь |
7500 |
5600 |
4000 |
6000 |
6000 |
- |
- |
Руда |
- |
- |
6000 |
- |
- |
- |
- |
Удобрения, навал |
- |
- |
- |
2300 |
- |
6000 |
- |
Стройматериалы |
- |
- |
- |
3000 |
2500 |
- |
- |
Контейнеры ИСО на
универсальных судах
на контейнеровозах |
240 400 |
- |
- |
150 |
100 400 |
- |
- |
Трубы диаметром больше
1м |
2200 |
2100 |
1900 |
|
- |
- |
- |
Трубы диаметром меньше
1м |
1300 |
1300 |
900 |
1100 |
1300 |
1300 |
1300 |
Металл |
4400 |
3500 |
3200 |
2000 |
2500 |
- |
6000 |
Кокс |
- |
2000 |
- |
- |
- |
6200 |
- |
Нефте-кокс |
- |
- |
- |
- |
1000 |
- |
- |
_________________________
А. Костин, эксперт консультационной фирмы
"КАТИ"
|