В 90-е годы динамика и
география импорта угля в страны ЕС (тыс. т):
|
1990 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998* |
Европа 15 |
134383 |
129735 |
135237 |
140617 |
141093 |
148676 |
157638 |
взаимная торговля |
9000 |
2937 |
4241 |
2698 |
2606 |
2975 |
2495 |
импорт из прочих стран |
125383 |
126798 |
130996 |
137919 |
138487 |
145701 |
155143 |
США |
34800 |
32394 |
27971 |
38719 |
33973 |
31015 |
24800 |
Австралия |
29500 |
18542 |
19901 |
17665 |
14507 |
17981 |
18000 |
ЮАР |
22700 |
26503 |
27483 |
30426 |
30468 |
29197 |
27000 |
Польша |
16100 |
16780 |
18453 |
14769 |
15719 |
17454 |
16000 |
СНГ |
9800 |
7332 |
5530 |
4610 |
3202 |
3399 |
3000 |
Канада |
2500 |
2605 |
3564 |
3568 |
5204 |
5115 |
4600 |
Колумбия |
6700 |
10878 |
12327 |
11154 |
15321 |
16773 |
17000 |
Китай |
700 |
1212 |
1660 |
1770 |
690 |
1492 |
1200 |
Прочие |
2583 |
10552 |
14107 |
15238 |
19403 |
23275 |
43543 |
Доля импорта в потреблении |
37% |
45% |
46% |
51% |
51% |
56% |
57% |
*Предварительные данные
ИСТОЧНИК:Energy Monthly statistics, Eurostat
Анализ приведенных данных по динамике и
географии импорта угля в регион ЕС дает
основания для следующих выводов:
· Импорт каменного угля в регион ЕС на протяжении
90-х годов устойчиво возрастает. Доля импорта в
потреблении за 1990-1998 гг. возросла с 45% до 57%.
Импортный уголь рассматривается в Европе, прежде
всего, как заменитель другим завозимым
энергоносителям. Поэтому государства ЕС
стремятся разнообразить источники получения
угля и увеличивают число основных поставщиков,
последовательно подключая к рынку новых
экспортеров. В 90-е годы эта тенденция
стимулировала увеличение импорта в Европу
высококачественного колумбийского,
индонезийского, венесуэльского и канадского
угля.
· На трех основных поставщиков - США, Австралия,
ЮАР - сейчас приходится примерно половина
европейского импорта. Однако корпорации США,
из-за высоких производственных и транспортных
издержек постепенно уступают свою долю на данном
рынке другим экспортерам. Австралийские
поставщики предпочитают работать в первую
очередь на динамично развивающемся рынке стран
Восточной Азии и также сокращают свои отгрузки в
Европу. За последние годы стал сокращаться и
импорт в Европу из ЮАР.
· Импорт угля с территории СНГ в ЕС сократились с
9,8 млн. т в 1990 г. до 3,0 млн. т в 1998 г., что в
определяющей обусловлено потерей Россией
балтийских и черноморских портов. Из-за слабости
оставшейся у России терминальной базы основная
масса каменного угля экспортируется Россией по
железной дороге в Восточную Европу и Турцию или
через угольный терминал в порту Восточный в
Японию и малые восточно-азиатские государства.
· Закупки угля из Польши на протяжении большей
части 90-х годов оставались более или менее
стабильными.
По имеющимся прогнозам в ближайшие 10 лет
увеличатся поставки на европейский рынок из доля
стран Южной Америки. Отгрузки угля из Польши в
Западную Европу уменьшатся на 50%, тогда как
поставки этого вида угля из США, ЮАР и Австралии
сохранятся примерно на нынешнем уровне.
Спрос на импортный уголь в странах Азии в
перспективе будет возрастать. Прирост импорта
угля в регион, как и прежде, прийдется на Японию,
Республику Корея и Тайвань. По прогнозам, Китай
увеличит импорт угля к 2004 г. до 5 млн. т, расширит
его также Индия. Ожидают, что Австралия увеличит
сюда отгрузки угля со 125 млн. т в 1997 г. до примерно
190 млн. к 2020 г., а поставки из ЮАР вырастут с 18 млн.
до 36 млн. т. Перспективы для расширения экспорта
угля в страны АТР имеет и Индонезия. В то же время
экспорт в регион из США будут уменьшаться,
вследствие заметного роста внутреннего
потребления.
Одним из важнейших поставщиков угля на
европейский рынок остается Польша. По данным КЕС,
без поддержки государства польский экспорт угля
был бы сейчас полностью убыточным. По соглашению
с ЕС от 1991 г. Польша обязалась к 1997 г. отменить
государственное субсидирование добычи угля,
экспортируемого в страны ЕС. Однако. по оценкам
ЕС в 1998 г. экспорт каменного угля из Польши в ЕС
был субсидирован на сумму 450 - 500 млн. долл., а общие
убытки угольной промышленности в этой стране
составили около 800 млн. долл. В соответствии с
принятой в 1998 г. программой, объем добычи к 2002 г.
предполагается сократить со 135 млн. до 112 млн. т.
Таким образом, в случае создания необходимой
инфраструктуры российские экспортеры угля
потенциально могут занять на европейском рынке
место польских поставщиков. При этом
первостепенным фактором будет выступать ценовая
конкурентоспособность и возможность
обеспечения ритмичности поставок.
Начиная с середины 90-х на мировом рынке угля
имела место четко выраженная понижательная
тенденция цен угля, вследствие общего
удешевления стоимости энергоносителей. Следует,
однако отметить, что в целом цены на уголь
стабильнее и менее подвержены текущим
конъюнктурным колебаниям, чем цены
нефтепродуктов (при этом цены коксующегося угля
устойчивее, чем цены энергетического). Более чем
достаточный объем предложения угля на мировом
рынке угля и острая конкуренция между различными
поставщиками оказывают давление на цены.
Поэтому, несмотря на значительный рост цен
нефтепродуктов, стоимость угля на мировом рынке
в 1999 г. практически не повысилась.
Цены на уголь на мировом рынке (на 19.10.
1999 г.), долл./т, FOB
Энергетический
уголь |
Страна,
порт |
Уд. тепл,
ккал/кг |
Сод. серы, % |
Зольность,
% |
Цена на базе
GAR (Gross As Received basis) |
текущая |
I кв.1999 |
II кв. 1999 |
III кв. 1999 |
США,
Хэмптон-Родс |
6700 |
1,0 |
12,0 |
35,15-36,25 |
36,07 |
35,55 |
35,78 |
Балтимор |
6700 |
1,5 |
12,0 |
30,50-31,00 |
30,75 |
30,75 |
30,75 |
Мекс. залив |
6300 |
2,2 |
15,0 |
27,00-28,50 |
27,75 |
27,75 |
27,75 |
Зап. побережье |
6400 |
0,7 |
10,0 |
36,00-37,50 |
36,75 |
36,75 |
36,75 |
Канада, Ванкувер |
6000 |
0,5 |
12,0 |
28,10-30,50 |
29,85 |
29,35 |
29,30 |
Польша,
Балтика |
6700 |
0,8 |
11,5 |
28,55-30,30 |
29,82 |
30,30 |
29,40 |
Балтика |
6300 |
0,8 |
15,0 |
23,25-23,75 |
27,67 |
28,25 |
24,38 |
ЮАР, Ричардс-Бей |
6400 |
1,0 |
16,0 |
22,00-23,00 |
26,17 |
25,12 |
23,63 |
Австралия,
Ньюкасл |
6500 |
0,8 |
14,0 |
23,00-23,85 |
23,87 |
23,75 |
24,25 |
Ньюкасл |
6200 |
0,8 |
14,0 |
22,00-22,75 |
20,70 |
21,85 |
23,63 |
КНР, Цинхуандао |
6200 |
0,8 |
10,0 |
24,00-25,00 |
24,12 |
24,50 |
24,50 |
Колумбия, Боливар |
6300 |
0,8 |
9,0 |
22,00-22,50 |
27,30 |
26,80 |
24,00 |
Европа
(FOB баржа) АРА |
6400 |
1,0 |
16,0 |
27,50-28,50 |
31,67 |
31,02 |
29,50 |
Россия,
Тихоок. побер. |
6300 |
0,4 |
15,0 |
26,10-27,25 |
26,97 |
26,92 |
26,68 |
Балтийское море |
6750 |
1,0 |
16,0 |
21,00-21,50 |
25,92 |
25,75 |
24,00 |
Балтийское море |
6400 |
1,0 |
16,0 |
20,00-20,50 |
22,75 |
22,25 |
21,93 |
Черное море |
6400 |
0,5 |
13,0 |
28,60-29,50 |
29,05 |
29,05 |
29,05 |
Венесуэла,
Боливар |
7000 |
0,8 |
7,0 |
29,25-29,75 |
30,65 |
30,40 |
30,03 |
Индонезия,
Калимантан |
6700 |
0,8 |
5,0 |
27,60-28,60 |
29,80 |
28,10 |
28,10 |
Коксующийся
уголь |
Страна,
порт |
Содерж.
летуч. в-в, % |
Сод.
серы, % |
Зольность,
% |
Цена на
твердый коксующийся уголь * |
текущая |
I кв. 1999 |
II кв. 1999 |
III кв. 1999 |
США,
Хэмптон-Родс |
17-22 |
0,6 |
7,0 |
44,00-45,25 |
46,27 |
45,62 |
44,63 |
Балтимор |
17-20 |
1,0 |
8,0 |
46,50-47,25 |
48,25 |
47,62 |
46,88 |
Мекс. залив |
17-20 |
1,0 |
7,0 |
46,00-46,70 |
46,35 |
46,35 |
46,35 |
Канада,
Зап. побережье |
19-24 |
0,5 |
9,0 |
34,25-40,90 |
37,57 |
37,57 |
37,58 |
Австралия,
Квинсленд |
17-22 |
0,7 |
9,0 |
38,45-46,55 |
42,50 |
42,50 |
42,50 |
Польша |
25-31 |
0,7 |
7,0 |
40,00-43,50 |
43,97 |
43,50 |
41,75 |
Россия,
Тихоок. побережье |
17-19 |
0,6 |
9,0 |
48,50-49,50 |
49,50 |
49,25 |
49,00 |
Тихоок. побережье |
19-21 |
0,4 |
9,0 |
49,00-50,25 |
51,10 |
50,10 |
49,63 |
Балтийское море |
28-30 |
0,6 |
9,0 |
49,00-50,00 |
49,50 |
49,50 |
49,50 |
КНР |
20-22 |
0,5 |
8,0 |
49,00-50,50 |
50,30 |
50,10 |
49,75 |
ЮАР (Semi-soft) |
32-35 |
0,5 |
7,0 |
37,30-40,00 |
38,65 |
38,65 |
38,65 |
Индонезия** |
36-40 |
0,5 |
4,0 |
30,75-35.00 |
32,87 |
32,87 |
32,88 |
Колумбия** |
30-35 |
0,7 |
8,0 |
32,00-35,00 |
33,50 |
33,50 |
33,50 |
Венесуэла** |
30-35 |
0,8 |
7,0 |
34,00-35,70 |
34,85 |
33,50 |
33,50 |
* Указаны цены на твердый уголь, если не указано
иное
** Inject. grade
Источник: Coal Week International".
В целом перспективы мирового рынка
представляются сравнительно благоприятными для
российских экспортеров угля.
В ближайшие 20 лет емкость мирового рынка
возрастет не менее, чем на 20-25%. По преобладающему
мнению экспертов, особенно быстрыми темпами
потребление и импорт угля будут возрастать в
странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В
Западной Европе продолжится процесс свертывания
национальной угольной промышленности, а
возрастающие потребности предполагается
обеспечивать импортом. Процесс реформирования
экономики восточноевропейских стран и
постепенный переход более развитых из них к
экономике постиндустриального общества будут
приводить здесь к росту энергопотребления.
Российский уголь для этих государств будет
реальной альтернативой другим импортным
энергоносителям. Чрезвычайно благоприятные
перспективы складываются на европейском рынке
вследствие ожидаемого ограничения
государственного субсидирования угледобычи в
Польше и сокращении вдвое ее экспортных
возможностей. Спрос на российский уголь за
рубежом может возрасти в еще большей степени, в
случае принятия за рубежом политических решений
о свертывании программ развития атомной
энергетики.
Условия конкуренции на мировом рынке угля
таковы, что заполнить потенциально
открывающиеся ниши неудовлетворенного спроса
смогут те из экспортеров, которые смогут
предоставить продукцию конкурентоспособную по
качеству и ценам и обеспечат ритмичность
поставок.
Качественные характеристики кузнецкого,
воркутинского и южноякутского угля в принципе
устраивают основных зарубежных потребителей и
обеспечивают их конкурентоспособность на
мировых рынках. Поэтому для использования
благоприятных перспектив, складывающихся на
мировых рынках, необходимы решения, в том числе и
на государственном уровне, которые бы обеспечили
ценовую конкурентоспособность российского угля
за рубежом. В частности, настоятельно необходимо
решить следующие неотложные проблемы:
- Укрепить терминальную базу, слабость которой
сдерживает морские отгрузки угля из России.
- Обеспечить для экспортеров угля льготные
тарифы железнодорожных перевозок, имея в виду,
что экспорт нескольких миллионов тонн угля
позволит значительно повысить загрузку
железнодорожного транспорта.
- В рамках проводимой реструктуризации угольной
отрасли обращать особое внимание на укрепление
производственной базы потенциально
перспективных для экспорта предприятий.
- Последовательно проводить в процессе
реструктуризации угольного производства линию
на соблюдение частных интересов отдельных
экспортеров и государственных и региональных
приоритетов развития этой важнейшей для
экономики России отрасли промышленности.
|